10.09.2020
Фёдор Савинцев: «Пространство ждет разгадок»
У Фёдора Савинцева довольно серьезный послужной список. Снимал для информационных агентств: Associated Press, Agence France-Presse, Итар-ТАСС. Последние 15 лет занимается собственными проектами. Его работы можно увидеть в крупных мировых изданиях, на различных выставках, в музейных и частных коллекциях. Оказывает поддержку выставкам и публикациям фотокниг.
Является победителем таких фотоконкурсов, как International Photography Awards (2015, 1 место в категории «Nature»), Le Prix de la Photographie de Paris (Px3-2015, победитель в категории «Nature»), Siena International Photo Award (2018, победитель в категории «Architecture and Urban space»), Environmental Photographer of the Year (2014, шорт-лист), International Color Awards (2013, 1 место в категории «Aerial»), Golden Lens (2005, призер в номинации «Portrait»), Tops China Festival (2007), Press Photo Russia (2004, призер в номинации «Portrait»). В 2012 году Фёдор Савинцев вошел число 50 финалистов престижного портфолио-ревю Critical Mass.
В 2020 году работы из проекта «Шесть соток» вошли в шорт-лист Профессионального раздела конкурса Sony World Photography Awards в номинации «Архитектура». «В мире осталось немного конкурсов с хорошей репутацией, которые выявляют интересные проекты, — отметил Фёдор Савинцев. — И Sony World Photography Awards для меня является именно таким. На него интересно отправлять работы».
Без названия. Из серии «Шесть соток», с которой Федор Савинцев вошел в шорт-лист Профессионального раздела конкурса Sony World Photography Awards в номинации «Архитектура»
Как вы восприняли известие о том, что ваши работы вошли в шорт-лист Профессионального раздела конкурса Sony World Photography Awards?
Когда ты в игре не первый год, то тебе ясны определенные моменты индустрии. Раньше я уже получал высокую оценку проекта и просто анализировал. Когда объявили шорт-лист 2020 года, обрадовался, но в то же время, признаюсь, предполагал, что будет победа в номинации.
Ваш проект «Шесть соток», с которым вы вошли в шорт-лист Sony World Photography Awards, это взгляд в прошлое — архитектура, атмосфера, традиции. Что же такого ценного в этих изображениях дачных домов, построенных в традициях вернакулярной архитектуры — бессистемно, безвкусно, зачастую нелепо?
Мой проект о людях, о ценностях. О том, что человек находит и что он теряет. Домики — это маленькие миры, созданные людьми в период полного мрака и тоталитарного застоя. Люди воплощали свои архитектурные проекты своими руками, не ориентируясь на моду и стиль, и все это происходило в период тотального ничего. В стране не было денег, возможностей, но при этом эти дома не из безликих фанерных щитов или зашитые просто досками. Они — полноценны. В них есть стиль, они изящны, и каждый дом со своим характером. Я сравниваю с нынешним временем и нападаю на безликие дома, зашитые в сайдинг. Да удобно, тоже не от хорошей жизни, но они ничтожны с точки зрения дизайна и архитектуры. Именно эти сравнения и дают нам понять, что несмотря на улучшение финансовой жизни, многие деградировали, утратили связь с красотой. Домики на шести сотках дают небольшой ориентир на эту красоту, что внешняя агрессивная среда в душе может рождать не только озлобленность, лень и безразличие, а, наоборот, раскрывает в человеке потенциал. К этому бы стремиться всем!
Без названия. Из серии «Шесть соток», с которой Федор Савинцев вошел в шорт-лист Профессионального раздела конкурса Sony World Photography Awards в номинации «Архитектура»
В чем суть вашего оригинального стиля?
Называю его «документальный арт». Я не делаю веселые абстрактные картинки, которые нравятся многим. В моих работах заложены смыслы, но они тонкие. Визуально тяготею к минимализму. Это нынешний творческий период, раньше все было более тривиально и по-документалистски: люди, действия, события.
Что в вашем понимании «хорошая фотография»?
Как и любое другое явление. Если это цепляет, если ты мысленно к этому возвращаешься, тебя заставляет задуматься, у тебя это вызывает интерес, значит, все сложилось.
С 2006 года вы работаете над собственными проектами. Как рождается их идея, что хотите сказать зрителям?
Проекты рождаются по-разному. Иногда из формы или темы, иногда из идеи. С помощью своих проектов я хочу донести до окружающего мира разные вещи. Это могут быть истории из жизни, философские идеи, иногда игра в смыслы. А бывает, и просто красота. Идея может родиться в любой момент. Слушаешь музыку, вдруг все проясняется, и в голове рождается мысль. Вопрос лишь за тобой: хватит ли ума и сил, чтобы взять себя в руки и довести идею до результата.
Без названия. Из серии «Шесть соток», с которой Федор Савинцев вошел в шорт-лист Профессионального раздела конкурса Sony World Photography Awards в номинации «Архитектура»
Как вы относитесь к пленке?
Абсолютно спокойно отношусь и к пленке, и к цифровым технологиям. Мне ближе, конечно, аналоговый мир, например, я снимаю на форматную камеру 6х7, но и с удовольствием пользуюсь и цифровыми технологиями. В этом вопросе я не радикал, как некоторые. Снимки я обрабатываю самостоятельно, хотя у меня есть специалисты, которые сканируют пленки, но даже в этом случае мне проще подготовить изображение самому.
Что можете посоветовать начинающим фотографам?
Читать и думать. Смотреть на мир и думать. Слушать музыку и думать. Любить свою семью и думать. Искренне дружить и думать. Жить и радоваться. И не думать о том, кто что сделал. Творить от себя и думать, что все было уже создано — не было лишь тебя, чтобы по-новому взглянуть. Снимать и общаться. Отправлять свои изображения в институты, которые занимаются развитием фотографии. Участвовать в конкурсах. И каждый день снимать.
Без названия. Из серии «Шесть соток», с которой Федор Савинцев вошел в шорт-лист Профессионального раздела конкурса Sony World Photography Awards в номинации «Архитектура»
У вас есть ученики, которых вы воспитали?
Таких учеников у меня нет. Более того, в настоящее время я не намерен заниматься серьезной преподавательской деятельностью, поскольку считаю, что учитель должен отдавать себя всего ученику, чтобы после обучения тот вышел намного сильнее тебя. А я сам постоянно нахожусь в процессе обучения. Также следует отметить, что в фотоиндустрии присутствует сбой в системе передачи знаний. Многие именитые фотографы вынуждены зарабатывать преподавательской деятельностью, но они наносят большой вред, так как создают своих клонов, а это катастрофа. Выявить талант и развить его невозможно на фотокурсах от абстрактного «М. Мишина», так как он просто зарабатывает деньги, рассказывая, как снимает. За ним подражают, у кого-то получается, но назвать это обучением — нельзя, поскольку это — подражательство.
На кого вы ориентируетесь в фотографии?
Знаковым для меня никто особо не является — каждый творит в меру своего таланта. Что-то мне близко, что-то нет, но я не выделяю никого. Назову, допустим, шведского кинорежиссера Роя Андерссона/Roy Andersson. Ну, так это просто частица общего. А может быть, увижу рисунок простого мальчика, и это для меня станет в разы важнее любых живописных полотен. Поэтому я открыт и стараюсь не ограничивать себя клише и догматами.
История проекта «Шесть соток» началась более 10 лет назад, когда Фёдор Савинцев сфотографировал в Архангельской области небольшую деревню. Снимок оказался популярным, и автор потратил несколько лет на поиск этого места. «Сейчас эта фотография стала уже знаковой, определила целое направление в моей работе, и я ей благодарен, что она смогла раскрыть интересную тему архитектуры и цвета»
Когда любитель становится профессионалом?
Профессионализм начинается в тот момент, когда ты осознаешь фотографию своей профессией. Когда овладел множеством навыков из этой сферы. Когда твои мысли погружены в этот мир изображений. Когда ты живешь этим и, естественно, зарабатываешь.
У вас есть успешный опыт продаж фоторабот. Какие советы можете дать отечественным фотографам?
Тут скорее советы нужно давать не фотографам, а деятелям, которые называют себя высокими словами: директор музея, куратор и проч. Они должны не сидеть в своих кабинетах и умничать, а постоянно искать новые имена, развивать индустрию, делать смотры и показы новых имен, продвигать их, предоставлять гранты. А молодым ребятам хочу сказать, что мир очень изменился, все открыто, любая галерея доступна для того, чтобы отправить туда свои работы. И, если они (работы) талантливы, то обязательно будет результат.
Без названия
Вы собираете коллекцию работ российских фотографов. Расскажите об основных принципах ее формирования? Какое самое ценное приобретение?
Принцип у меня один. Если изображение цепляет, то вопрос лишь в том, могу ли я позволить себе приобрести его. Жанры не столь для меня важны, скорее я ищу образы и смыслы, а они могут проявляться совершенно в различных формах. Сейчас у меня около 40 работ различных авторов. На данный момент самое ценное приобретение — две работы фотографа Вадима Опалина.
В 2014 году вы основали бюро «Иматека», которое занимается поддержкой российской фотографии. В чем конкретно она заключается?
Основные цели поддержи индустрии заключаются в том, что я даю возможность фотографам оформить свои выставки путем предоставления спонсорской помощи. Периодически делаю небольшие конкурсы с финансовой поддержкой — предоставляю гранты. Многие авторы получают персональную печать, которую не могут обеспечить конвейерные компании. Конечно, хотелось бы более активно влиять на индустрию, но и это немало для небольшого печатного бюро.
Без названия
Заключение
В фотографии Фёдор Савинцев уже более 20 лет. «Сначала я просто держал камеру в руках. Затем с ее помощью зарабатывал деньги. И только спустя годы понял, в чем суть этого инструмента. Дело не в том, какую камеру ты держишь в руках, и насколько великолепная у тебя оптика. Пространство ждет от тебя разгадок».
Ему даже пришлось пережить разочарование в профессиональной репортерской стезе. «На том этапе я перестал думать и превратился в машину, когда человеческая жизнь для меня свелась к удачной картинке».
В настоящее время Фёдор Савинцев находится в постоянном развитии. «Когда ты движешься, находишь новые идеи и смыслы. Обнаружение новых смыслов и есть истинное профессиональное достижение».
10.09.2020
Фёдор Савинцев: «Пространство ждет разгадок»
Работы из серии «Шесть соток»
Прочитать обзорный материал, посвященный фотоконкурсу Sony World Photography Awards
Ознакомиться с имена фотографов, вошедших в шорт-лист Профессионального раздела конкурса Sony World Photography Awards 2020
Персональная выставка Фёдора Савинцева «Шесть соток» проходит в галерее «Треугольник» с 8 сентября 2020 до 17 октября 2020 года.
Также проект «Шесть соток» представлен на Международной ярмарке современного искусства Cosmoscow (11-13 сентября 2020 года)