В Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики
Истец: Русских Николай Аркадьевич
Удмуртская Республика, Завьяловский район, деревня Малиново, улица Садовая, дом 13
07.12.1957 года рождения, место рождения: гор. Ижевск
адрес для извещения: 426069, Удмуртская Республика, город Ижевск, ул. Нижняя, дом 18
Представитель: адвокат Ахмитшин Ринат Рашитович
Ответчик: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
426033, Удмуртская Республика, город Ижевск, улица 50 лет Пионерии, дом 47
- Исковое заявление об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
- Пояснения к исковому заявлению об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
- Последнее от СРО кадастровых инженеров — ГКИ
- Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков
Исковое заявление
об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка
на кадастровом плане территории
Истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу Удмуртская Республика, город Ижевск, улица Джамбула, дом 85, имеющего кадастровый номер 18:26:040436:61.
10.04.2017 года Истец обратился в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу город Ижевск, улица Джамбула, 85, и об утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от 05.05.2017 №01-09-ОП/2353 истцу было отказано в удовлетворении его заявления ввиду следующих причин:
— заявитель не имеет право на приобретение данного участка без проведения торгов (на земельном участке отсутствуют ограждение и объект недвижимости).
— земельный участок не может быть предоставлен на заявленном праве (714 кв.м. сформированного земельного участка находятся за красной линией).
Считаем данный отказ незаконным и подлежащим отмене в силе следующих оснований.
Согласно п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктами 3 и 4 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам ; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 35 ЗК РФ установлено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Согласно п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 — 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 ст. 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу подпункта 2 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.
В пункте 1 ст. 39.20 ЗК РФ указано, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При этом из содержания данного пункта не следует, что право на приобретение земельных участков, предназначенных под индивидуальную жилую застройку, имеют граждане, являющиеся собственниками исключительно жилых домов, расположенных на земельном участке.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В результате пожара, произошедшего 12.11.2013, жилой дом Истца был поврежден: уничтожена обрешетка и кровля дома и сеней, повреждены стены дома и сеней.
В настоящее время Истцом дом не восстановлен, на земельном участке расположены фундамент дома и остатки его стены после пожара.
Специалисты Ответчика не установили их наличие по причине того, что выезд был осуществлен в весеннее время, когда фундамент и остатки стены были покрыты снегом.
Само по себе утверждение схемы расположения земельного участка позволило бы Истцу начать восстановление дома путем получения разрешения на строительство.
В Методических рекомендациях по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (утв. Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013), дано понятие фундамента здания — это несущая конструкция, часть здания, которая воспринимает все нагрузки от вышележащих конструкций и передает их на основание здания.
Таким образом, фундамент является неотъемлемой частью жилого дома.
Отказ ответчика в согласовании схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка фактически носит формальный характер, без учета фактических обстоятельств наличия у истца права пользования спорным участком и расположения на нем построек, принадлежащих истцу.
Таким образом, Истец, как собственник жилого дома на истребуемом земельном участке, как лицо, имеющее право на восстановление жилого дома после его пожара, имеет право на приобретение данного участка без проведения торгов.
Не является правомерной и ссылка Ответчика на наличие красных линий на сформированном земельном участке.
Как видно из межевого плана, данные линии пересекают местоположение строений, расположенных на земельном участке Истца. Соответственно формирование земельного участка вне пределов красных линий невозможно.
Указанная граница формируемого земельного участка так же полностью соответствует линии застройки улицы и линии границ соседних земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 260 ГК РФ целевое назначение земель определяется на основании закона и в установленном им порядке, при этом использование земель для других целей не допускается или ограничивается, при этом пользование земельным участком, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Из пункта 2 статьи 7 ЗК РФ следует, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
Как установлено статьей 85 ЗК РФ, реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Правила землепользования и застройки города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы города Ижевска 27.11.2007 г. № 344 являются муниципальным нормативным правовым актом, целью разработки которых, как указано в Преамбуле и ст. 7 акта, является обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства и обеспечение равенства участников градостроительных отношений, необходимость учета в градостроительных регламентах фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом названные Правила не содержат какие-либо конкретные сроки приведения видов разрешенного использования земли в соответствие с градостроительными регламентами, определяя территориальные зоны не содержит ограничения прав собственников индивидуальных жилых домов по возведению объектов индивидуального строительства в зависимости от территориальных зон.
В соответствии с ч. 8 ст.. 36 ГрК РФ, п. 6 ст. 7 Правил землепользования и застройки города Ижевска земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких случаев опасно для жизни и здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, что не установлено на сегодняшний день.
Оспариваемым письмом ответчика нарушается право истца на приобретение в собственность земельного участка под жилым домом.
Дата вынесения оспариваемого письма – 05.05.2017. Место вынесения оспариваемого письма: город Ижевск, улица 50 лет Пионерии, дом 47.
В досудебном порядке истец к ответчику об урегулировании настоящего спора не обращался. Жалоба в порядке подчиненности по настоящему спору не подавалась.
Истец по настоящему делу высшим юридическим образованием не обладает и намерен вести дело через своего представителя – адвоката Ахмитшина Рината Рашитовича.
На основании изложенного просим суд:
- Признать незаконным отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу город Ижевск, улица Джамбула, 85, и в утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, оформленный письмом от 05.05.2017 №01-09-ОП/2353.
- Обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка по адресу город Ижевск, улица Джамбула, 85 на кадастровом плане территории, принять решение о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка истцу на праве собственности без проведения торгов.
- Зачесть в счет уплаты государственной пошлины по настоящему делу государственную пошлину, уплаченную по прилагаемому чек-ордеру №4927 от 08.06.2017.
- Оригинал квитанции об оплате государственной пошлины.
- Копия доверенности.
- Копия удостоверения адвоката представителя.
- Копия выписки из ЕГРП.
- Копия справки МЧС.
- Копия справки БТИ.
- Копия кадастрового плана.
- Копия технического паспорта.
- Копия схемы расположения земельного участка.
- Копия настоящего искового заявления с приложениями.
- Оригинал определения суда.
_____________________________ Р.Р. Ахмитшин
В Ленинский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики
тел. 8 909 064 9292
Ответчик: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации города Ижевска
Пояснения
к исковому заявлению об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В дополнение к доводам, изложенным в исковом заявлении, поясняем следующее.
Согласно представленного в материалы дела технического паспорта на данное домовладение (карточка учета собственников), право собственности на данный дом было зарегистрировано еще в 1995 году.
Согласно архивной справке ГКУ «Центральный государственный архив УР» от 06.02.2014 домовладение по адресу ул. Джамбула №85 данный дом существовал по состоянию на 17.08.1953. Кроме того согласно данной справке участок по адресу ул. Джамбула №85 был отведен в мае 1952 года гражданину Калинину.
Согласно справке ГУП «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества» от 29.01.2014 первоначально домовладение по адресу ул. Джамбула №85 город Ижевск было зарегистрирован за Калининым А.П. 02.09.1953.
Таким образом, спорный земельный участок был отведен до введения в действие действующих Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, а также до утверждения действующих Правил землепользования и застройки города Ижевска.
Требования к образуемым и измененным земельным участкам установлены в статье 11.9 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 указанной нормы предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
С учетом того, что земельный участок был отведен еще в 1952 году и право собственности на дом на данном участке было зарегистрировано в 1953 году при разрешении настоящего спора следует руководствоваться положениями пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование истцом находящегося в его фактическом пользовании земельного участка опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды объектов культурного наследия ответчиком не представлено, на данное обстоятельство ответчик в оспариваемом постановлении и не ссылался.
В связи с тем, что Правила землепользования и застройки, устанавливающие предельные максимальные размеры предоставляемых земельных участков, приняты после приобретения строительства дома, расположенного на спорном земельном участке, истец вправе использовать фактически занимаемый земельный участок для эксплуатации объекта недвижимого имущества без установления срока приведения в соответствие с градостроительным регламентом.
Касаемо того, что часть формируемого земельного участка находится за пределами красных линиц следует отметить следующее. Поскольку указанные красные линии в части отнесения спорного земельного участка к землям общего пользования утверждены без учета фактического (существующего) землепользования, наличие данных красных линий само по себе не может служить правовым препятствием для согласования места расположения земельного участка, так как, в противном случае, истец лишается гарантированной ему законом возможности оформить права на земельный участок под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости.
Согласно п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Несмотря на то, что жилой дом в 2013 году поврежден в результате пожара, оставалась лишь часть фундамента, сеней и туалет, однако право собственности истца не прекращено, истец имеет право на его восстановление, а учитывая, что при доме имелся земельный участок, то в силу положений п. 9.1 ст. 3 «О Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», истец имеет право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно в порядке приватизации.
На основании изложенного просим суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Земельный кодексГлава I.1 Земельного кодекса. ОБРАЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств.
11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.
18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.
19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляется без взимания платы.
- Инфо
- Методические материалы
- ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ ФАКТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ И ГРАНИЦЫ ПО ДОКУМЕНТАМ
ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАСХОЖДЕНИИ ФАКТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ И ГРАНИЦЫ ПО ДОКУМЕНТАМРассмотрим конкретный случай.Имеется проект планировки и застройки СНТ, определяющий размеры и площадь земельного участка №116. По проекту планировки фронтальная сторона земельного участка — 17.5 метра, боковая — 40.0 метров, площадь — 730 кв.м., правая граница земельного участка по проекту изломана.Сведения о земельном участке №116 внесены в кадастр недвижимости как ранее учтенном. Площадь по сведениям кадастра 730 кв.м. Права зарегистрированы. Сведения о границах в кадастре отсутствуют.Фактические размеры земельного участка №116 по фронтальной стороне — 18.50 метра, по боковой 45.36 метра,. Фактически используемая площадь — 845 кв.м. Фактическая конфигурация земельного участка существенно отличается от конфигурации по проекту планировки и застройки — правая граница спрямлена. Площадь участка увеличена за счет соседнего участка №117, который в свою очередь расширен за счет проезда общего пользования. Кроме того задняя граница участка №116 по сравнению с проектом планировки и застройки отодвинута на 5.35 метра. По задней границе земельного участка расположены хозяйственные постройки.Нормы действующего законодательства не позволяют на основе имеющихся документов узаконить фактически используемую площадь. Для оформления всей фактически используемой площади в 845 кв.м. законодательство предусматривает два пути.Первый путь — составление Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или Проекта межевания территории СНТ и принятие постановления об утверждении Схемы или Проекта межевания и предоставлении земельного участка гражданину площадью 845 кв.м. В этом случае межевой план составляется на основании утвержденной Схемы. Другие документы с описанием местоположения границ прикладывать к межевому плану не нужно. Следует учитывать, что в предоставлении земельного участка площадью 845 кв.м с боковой границей в размере 45.35 метра может быть оказано на законном основании, так как границы участка выходят за пределы участка, предоставленного СНТ на 5.35 метра.Второй путь — приобретение прав на фактически используемую площадь в судебном порядке. Для этого необходимо будет доказать использование участка в фактических границах 15 и более лет, используя свидетельские показания или материалы аэрофотосъемки. Судебный путь также не гарантирует оформление фактической площади.Также возможны варианты, когда в кадастр вносится не вся фактически используемая площадь, а только ее часть.Первый вариант. Создать границы земельного участка в конфигурации и площади, которая установлена проектом планировки и застройки. В этом случае в кадастр будут внесены сведения о границах соответствующих проекту планировки точно предоставленной площади — 730 кв.м. Это самый проходной вариант для кадастрового учета. Требуется согласование с владельцами смежных земельных участков. Извещение о собрании для согласования границ может быть опубликовано в газете (при отсутствии в кадастре сведений об адресе владельцев). В дальнейшем можно провести перераспределение со смежным земельным участком №117 для приведения в соответствие кадастровых и фактических границ.Второй вариант. Изменить конфигурацию земельного участка — сделать фронтальную границу, соответствующей фактическому значению в 18.50 метра, боковую границу установить в размере 40.0 метров, как это установлено проектом планировки и застройки. Площадь оформляемого участка составит в этом случае 740 кв.м. Данное решение перераспределяет площадь между смежными земельными участками №116 и №117, но не затрагивает самовольно занятые земли площадью 105 кв.м. (фактическая 845 кв.м. минус площадь в границах, предоставленных СНТ — 740 кв.м.). В данном варианте хозяйственные постройки на задней границе земельного участка остаются на неоформленной площади. Учитывая изменение конфигурации оформляемого участка №116, в данном варианте требуется согласование границы с владельцами смежных земельных участков №117 и №115 в индивидуальном порядке. Согласование границы через публикацию в газете может вызвать сомнения у регистратора и повлечь приостановление регистрационных действий. В этом варианте результат кадастрового учета зависит от позиции регистратора. Кадастровый инженер обязан разъяснить регистратору расхождение в площади и конфигурации устанавливаемых границ и границ по документу. Но и в случае подробных объяснений постановка на кадастровый учет не гарантирована.
Последнее от СРО кадастровых инженеров — ГКИ
« Уточнение местоположения границ земельных участков.
Действия при отсутствии документов у заказчика, необходимых для проведения кадастровых работ. »
Ассоциация «Гильдия кадастровых инженеров» была создана и работает для объединения и поддержания кадастровых инженеров по всей России. Ждем вас в нашей дружной и эффективной команде! СРО кадастровых инженеров России.
Разъяснения позиции Верховного Суда по видам разрешенного использования земельных участков
Национальная кадастровая служба (члены РГУД) подготовила разъяснения позиции Верховного суда о видах разрешенного использования (Обзор практики утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018)
Верховным судом Российской Федерации с целью установления единообразия судебной практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов подготовлен Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.11.2018) (далее – Обзор)
Основные выводы Обзора:
1. Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований. Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок.
Суд пояснил, что изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
2. Изменение арендатором находящегося в публичной собственности земельного участка по существу направлено на обход предусмотренной земельным законодательством для предоставления земельных участков процедуры торгов, в связи с чем:
- арендатор находящегося в публичной собственности земельного участка не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов;
- изменение вида разрешенного использования земельного участка на иной, предусмотренный градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности.
3. Основным условием принятия решения как предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, так и об отказе в предоставлении такого разрешения является соблюдение установленных в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее — ГрК РФ) административных процедур, в том числе проведение публичных слушаний или общественных обсуждений.
4. Предоставление земельного участка исключительно для размещения объектов в соответствии установленным градостроительным регламентом вспомогательным видом его разрешенного использования, не допускается.
Суд разъяснил, что правило об использовании вспомогательных виды разрешенного использования совместно с основными и условно разрешенными видами использования установлено для одного земельного участка и не может толковаться как предоставление права осуществлять основной вид разрешенного использования на одном земельном участке, а вспомогательный – на другом, смежном с ним, в отсутствие осуществления на этом же участке основного вида разрешенного использования.
5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.
- генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
- основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
- положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.
7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.
8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.
Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.
Возврат к списку