Чередовать огородные культуры на участке нужно с умом, ведь недостаточно просто поменять их местами, нужно еще знать последовательность и систему севооборота.
При выращивании одной и той же культуры на одном месте несколько лет подряд почва истощается, в ней накапливаются возбудители болезней, и вредители по привычке «собираются» к своим любимым овощам. Исправить ситуацию можно, если в новом сезоне посадить растения на других грядках. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд.
Используя пестициды и инсектициды, садовод уберегает свои плантации от сорняков. Тем самым он позволяет растениям бросить все силы на наращивание биомассы. Однако использование химических средств не принесет пользы, если вы не будете соблюдать правила чередования.
Мнение огородников о пестицидах нельзя назвать однозначным. Промышленные препараты по-прежнему не вызывают у них большого доверия, однако при этом наука не стоит на месте, и качество средств борьбы с сорняками год от года только растет. Они стали самой настоящей палочкой-выручалочкой современного садовода. Однако при всем при этом нужно помнить, что инсектициды не являются панацеей и не дают 100%-ной гарантии защиты от незваных гостей. Будет более правильным сказать, что использование специальных средств не уничтожает всех вредных насекомых, живущих на определенном участке, а уменьшает их популяцию до пределов, не мешающих хозяйственной деятельности человека.
Брокколи — может вызывать сильное газообразование. Поэтому и до 50 гр. Тыква очень полезна, но в ней как и в морковке содержится каротин. Еще там большой процент содержания углеводов и сахаров. Может быть аллергия. Поэтому и ограничение. Врач говорила нам давать тыкву можно 2-3 раза в неделю. Не чаще.
Может я непонятно написала, но суть вот в чем. Кабачек, цв.капуста и картошка это основные овощи, которые вы можете кушать и 100 и 200 грамм. А вот морковь, брокколи, белокач. Капусту, свеклу в таких количествах есть нельзя. Их ограничивают.
Еще если в основной овощ добавлять постепенно дополнительные овощи (например кабачек + тыква или кабач + брокколи) есть вероятность того, что ребенок будет всеяден. Основа же овощ с которого начался прикорм. А так может быть, что кабачек ребенок будет есть, а вот брокколи нет. А ведь там оч много полезных веществ. А если смешать, с тем овощем к которому привык ребенок, то вкус размыт. Большенство деток такой «спрятанный» съедят. Написала сумбурно, но надеюсь понятно.
Начинать прикорм с картошки совсем не обязательно (она просто относится к основным овощам), я тоже считаю что не надо. Я расписала схему которую нам дал врач. Может кому-то она окажется полезна.
Мы каждая мама своему ребенку и конечно сами знаем, что для него лучше и в каком количестве. Думаю все отталкиваются в прикорме от стандарта и дальше смотрят как их ребенок реагирует на еду и на оптимальное количество граммов съедаемых за раз. Кто-то ест в 6 мес 40 граммов, а мы почти в 6 мес. Кушаем от 120 до 160 грамм. Зависит от овощей.
Как-то так😊
- Что такое биопрепараты и как их применять?
- Что такое севооборот и зачем его соблюдать
- Исторические чередования, или Почему в русском языке почти нет исключений
- Немного классификации
- Фонетические чередования
- Дифтонги
- Носовые гласные
- Редуцированные
- Аблаут (чередование в праиндоевропейском)
- Палатализация согласных перед *j (йотовая)
- Вторая палатализация задненебных согласных
- Третья палатализация
- Чередование раст / ращ / рос
- Чередование бер / бир
- Чередования лаг / лож
- Чередования гар / гор
- Совместимость овощных культур
- Пиретроиды
- Фосфорорганические соединения
- Хорошие предшественники овощных культур
- Сидераты для оздоровления почвы
- Как можно чередовать растения на маленьком участке
- Неоникотиноиды
- Как правильно чередовать растения
- Потребность растений в питательных веществах
- Зачем чередовать пестициды?
Что такое биопрепараты и как их применять?
В последнее время набирают популярность инсектициды бактериальной природы. Они почти неопасны как для человека, так и других живых организмов, поэтому их относят к 4 классу опасности. Однако применение таких препаратов эффективно лишь при соблюдении определенных условий:
1. Невысокая численность вредителей. Если вредителей стало слишком много, то справиться с ними вам не поможет ни один биопрепарат. Для спасения урожая вам придется обратиться за помощью к «классическим» химическим препаратам. При соблюдении определенных условия допускается комбинирование средств.
2. Правильная температура. Для обработки растений она должна колебаться в пределах 18-25°C.
3. Возраст вредителя должен быть оптимальным. У каждого вида он приходится на разные фазы развития.
Среди недостатков биологических препаратов можно отметить непродолжительный срок их действия и неспособность бороться с вредителями, которые находятся внутри растений.
Учиться, учиться и еще раз учиться – это лозунг не только школьника, но и каждого думающего человека. Выбирая способ защиты своего огорода, ориентируйтесь не только на общественное мнение, но и достоверные научные данные. Применение любых препаратов требует здравого ума и трезвого подхода, не забывайте об этом!
Подготовлено по материалам профессора кафедры агрономической, биологической химии и радиологии РГАУ-МСХА им.Тимирязева, опубликованным в журнале «Приусадебное хозяйство»
Что такое севооборот и зачем его соблюдать
Говоря простым языком, севооборот – это чередование огородных культур на участке. Ученые выделяют 3 основные причины, по которым следует его соблюдать:
- почва меньше засоряется сорняками, в ней селится меньше болезнетворных микроорганизмов и вредителей;
- при правильном севообороте поддерживается оптимальное строение верхнего слоя почвы, в котором растут огородные культуры;
- земля при обдуманном севообороте не истощается, а, наоборот, пополняется необходимыми элементами питания.
Если каждый год высаживать на одном и том же месте разные культуры, почва будет оздоравливаться, а ее питательные вещества – расходоваться более рационально. Все дело в том, что одни растения потребляют полезные элементы из верхнего слоя почвы, а другие – из нижнего. Кроме того, эти вещества расходуются в разном количестве.
К тому же корни многих растений выделяют токсины. Обычно к ним чувствительны культуры из того же семейства. Особенно это заметно на грядках со свеклой, морковью и шпинатом. Если высаживать данные овощи на одном и том же месте несколько лет подряд, каждый последующий урожай обычно хуже предыдущего, так как токсины угнетают развитие растений. Правильный севооборот нивелирует этот эффект, оздоравливая почву.
Наименее чувствительны к токсинам, выделяемым предшественниками, бобовые, кукуруза, лук-порей.
Даже если корни растений почти не выделяют токсинов в период вегетации, в дальнейшем это могут делать растительные остатки – стебли и листва. Поэтому ботву таких растений, как огурцы, перец, морковь, хрен, капуста, подсолнечник, а также многочисленные сорняки в конце сезона рекомендуется убирать с грядок и закладывать в компостные кучи. На основе отходов зелени можно готовить органические подкормки (настои и отвары), а также средства для борьбы с вредителями.
Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
1. Заменять одно другим последовательно или поочередно.2. Заставлять чередоваться.ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВАЧЕРЕДОВА́ТЬ, чередую, чередуешь, несовер., кого-что с кем-чем. По очереди сменять одно (одного) другим, заставлять чередоваться. Больному предписано принимть два рода капель, чередуя их. Чередовать труд с отдыхом.ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВАЧЕРЕДОВА́ТЬ, -дую, -дуешь; -ованный; несовер., что с чем. Последовательно сменять одно другим. Ч. работу с отдыхом.
ЧЕРЕДОВА́ТЬ -ду́ю, -ду́ешь; нсв. кого-что с кем-чем.1. Сменять поочерёдно одно (одного) другим. Плавно ч. движения рук. Ч. вдох и выдох. Ч. работу и отдых. Ч. песни и танцы. Ч. зарядку и бег на месте. Ч. быструю и медленную ходьбу. Ч. лёгкое и серьёзное чтение. Ч. вопросы и ответы.2. Располагать, последовательно сменяя одно (одного) другим. Ч. посадки деревьев, растений. Ч. маленькие и большие постройки. Ч. узкую и широкую полоску на платье. Ч. текст и рисунки. Ч. тёплые и холодные тона.-ду́ю, -ду́ешь; несов., перех., с кем-чем.
Сменять поочередно одно (или одного) другим.
Блохин продолжал выпускать снаряд за снарядом, чередуя гранаты с шрапнелями. Степанов, Порт-Артур.
Располагать, последовательно сменяя одно (одного) другим.
Немцы догадались чередовать нерадивых сторожей с немецкими часовыми: мужики должны были ходить «от немца до немца». Вершигора, Люди с чистой совестью.чередова́ть, -ду́ю, -ду́етТЕЗАУРУС РУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ЛЕКСИКИI несов. неперех.Заменяться другим последовательно или поочередно.II несов. неперех.Последовательно заменяться другим в определённых позициях или в определённых морфемах (о гласных или согласных в фонетике и морфологии).ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВАЧЕРЕДОВА́ТЬСЯ, чередуюсь, чередуешься, несовер.
1. Последовательно сменяться, заступать место друг друга. Мать и дочь чередовались, дежуря у постели больного. В русском языке гласный «е» нередко чередуется с «о», напр. в словах соберу — сбор.
2. страд. к чередовать.ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВАЧЕРЕДОВА́ТЬСЯ, -дуюсь, -дуешься; несовер.
1. с кем. Последовательно, по очереди заменять один другого. Сиделки чередуются у постели больного.
2. (1-ое лицо и 2-е лицо не употр.). Последовательно сменять одно другим. Чередуются смех и слёзы.
ЧЕРЕДОВА́ТЬСЯ -ду́юсь, -ду́ешься; нсв.1. Последовательно сменяться, по очереди заменяться другим. Печаль и радость чередуются. Дежурные чередовались через пять часов. Юмор и трагизм чередовались в творчестве Гоголя. Дождливые и тёплые дни весной чередуются.2. Располагаться, последовательно перемежаясь с чем-л. другим. На картине чередовались тёплые и холодные тона. Лес чередуется с полями. ◁ Чередова́ние (см.).-ду́юсь, -ду́ешься; несов.
Последовательно сменяться, по очереди заменяться другим.
Громадные барыши и убытки чередовались между собой. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.
С фронта доносились редкие ружейные выстрелы, чередующиеся с короткими пулеметными очередями. Степанов, Порт-Артур.
Располагаться, последовательно перемежаясь с чем-л. другим.
На реку от деревьев пали длинные, задумчивые тени, и лунный свет, чередуясь с ними, лежал мягкими, серебряными бликами. М. Горький, Месть.
Густо поросшие орешником холмы чередуются с болотцами и каменистыми участками, лишенными растительности. Арсеньев, Дерсу Узала.чередова́ться, -ду́юсь, -ду́етсячередова́ться, череду́юсь, череду́емся, череду́ешься, череду́етесь, череду́ется, череду́ются, череду́ясь, чередова́лся, чередова́лась, чередова́лось, чередова́лись, череду́йся, череду́йтесь, череду́ющийся, череду́ющаяся, череду́ющееся, череду́ющиеся, череду́ющегося, череду́ющейся, череду́ющихся, череду́ющемуся, череду́ющимся, череду́ющуюся, череду́ющеюся, череду́ющимися, череду́ющемся, чередова́вшийся, чередова́вшаяся, чередова́вшееся, чередова́вшиеся, чередова́вшегося, чередова́вшейся, чередова́вшихся, чередова́вшемуся, чередова́вшимся, чередова́вшуюся, чередова́вшеюся, чередова́вшимися, чередова́вшемсяперемежаться, сменяться, сменять друг другаТЕЗАУРУС РУССКОЙ ДЕЛОВОЙ ЛЕКСИКИSyn: меняться, перемежаться
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание корней с чередующимися гласными
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу вылжил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и наклнил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
4. Все мое внмание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь собрались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)
7. Я почтительно кланяюсь и, опраясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы умреть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome’a». (Лев Толстой. Отрочество.)
8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом озрило конец этого возрста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)
9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обмкнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зарсли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко озренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее «да». (Александр Грин. Алые паруса.)
11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, блстит мокрой землею и зеленью и расстлается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны — осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)
12. Мертвея, Лонгрен наклнился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не растврялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении рвновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять запрли. (Лев Толстой. Отрочество.)
16. Она была улыбка, озрявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
17. Все катавшиеся, казалось, совершенно рвнодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)
18. И здесь рстет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отпрать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отпрал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)
20. В противоположном углу грела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на рвнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
23. Толпа опять разрвнялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)
24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)
25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро вырвнялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлгает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать кснулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгравшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)
31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком располжении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возрсте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
33. Из зарсли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине зри. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притврялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
35. Он не допускал даже возможности срвнения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
37. Зря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, утрала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)
42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгреть. (Лев Толстой. Война и мир.)
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обмкнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция «Динамо»!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подсккал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
47. А то ли еще будет, когда великолепные рстки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
48. Черные лайковые перчатки ксались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
49. Сейчас скчи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)
50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг уклниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).
Исторические чередования, или Почему в русском языке почти нет исключений
— Вы понимаете, что здесь происходит?
— Мы тоже не понимаем.
Сегодня поговорим о такой теме, как исторические чередования и исторические процессы. «Ну вот, — скажете вы, — сейчас опять будет что-то скучное по русскому языку или даже по истории. Кому это нужно вообще? Я и так знаю русский». Конечно, такая реакция довольно предсказуема, ведь, вероятно, в школе вам могло казаться, что это скучно: учить все эти правила, исключения. Кто их вообще придумал и зачем? Но сегодня я попробую показать, что, на самом деле, это очень увлекательно. Язык — это не куча каких-то непонятных правил и исключений, а стройная и логичная система не хуже, чем в математике.
Почему-то исторические процессы в языке не изучаются в школе, хотя многие люди ошибаются при образовании новых форм, как в письменной, так и в устной речи. Школьникам приходится учить многочисленные исключения. Но эти исключения встраиваются в систему правил, если посмотреть на них со стороны истории языка. В современном русском языке чередованиям типа -гар-//-гор- найти объяснение невозможно. Поэтому они и называются историческими — «так исторически сложилось». Вообще же это следствие фонетических процессов. И что немаловажно, такие «приветы» от праславянского можно заметить во всех языках славянской группы: как в мёртвом старославянском, так и в современных украинском, польском, болгарском и др. Если уметь видеть и сопоставлять их, то можно даже понимать базовые слова и выражения незнакомых славянских языков.
Если не верите, прочитайте последнюю главу и скорей возвращайтесь сюда, ведь у вас, вероятно, возникнет много вопросов.
А чтобы узнать это всё, отправимся в незабываемое путешествие по стране под названием «Язык». Ну что, вы готовы? Тогда поехали!
Несколько важных обозначений:
— x // y — x чередуется с y
— *x — форма x восстановленная, так как нет источников, описывающих оригинальную форму
— /x/ — фонема x
Первая остановка — место для того, чтобы все-таки разобраться со странными понятиями и таинственными словами.
Чередования — это ситуация, когда одни единицы заменяют другие единицы того же уровня (имеется в виду ярус языковой системы, например, первым ярусом являются фонемы*, потом идут морфемы, которые в свою очередь состоят из фонем и тд). Чередующиеся единицы принято называть альтернантами.
Немного классификации
Чередования фонем — это чередования, которые находятся на самом низком уровне языка. Эти чередования происходят внутри одной морфемы (то есть единицы следующего яруса).
Альтернанты могут различаться количественно, то есть долготой звука (например, звук фонемы /ō/ (о долгое) произносился примерно в два раза дольше, чем фонемы ŏ (о краткое)), или качественно. При качественном чередовании можно говорить уже о совершенно другом звуке, то есть одни звуки чередуются с другими это значит, что они различаются с ними способом образования (здесь речь идет о способе артикуляции звука во рту) и местом образования (здесь речь идет о месте образования конкретного звука во рту).
Можно выделить два типа чередований: фонетические и нефонетические (традиционные или исторические). Фонетические чередования самые регулярные. Но мы в основном будем говорить об исторических чередованиях.
Фонетические чередования
При исторических чередованиях альтернантами выступают самостоятельные фонемы. Такие чередования могут быть как позиционными, так и непозиционными:
- позиционные, или морфологические, чередования происходят при регулярном формообразовании и словообразовании с помощью тех или иных морфем (в определённых грамматических формах, к примеру, водить // вождение, глядеть // гляжу).
- непозиционные или грамматические чередования не связаны с позицией относительно определённой морфемы, но обычно сами являются средством словообразования и формообразования. Это значит, что с помощью них образуются грамматические формы (англ. foot // feet). Непозиционные чередования служат для образования новых форм наравне с суффиксами и окончаниями. Например, сух // сушь, англ. advice /s/ (совет) // advise /z/ (советовать).
Ура, опять остановка. Здесь вы узнаете немного о том, как все начиналось — об истории рождения русского языка.
Если вы хоть раз задавались вопросом «Какой идиот придумал эти ваши корни с чередованием?», вам определенно стоит познакомиться с праславянским языком.
Посмотрим на этапы развития русского языка и узнаем откуда он появился. Это поможет нам понять историю происхождения слов, а также как и когда появлялись исторические чередования. Ведь именно во время формирования языка и появлялись чередования. Это поможет понять расположение исторических процессов во времени. Также это важно, потому что все чередования разного возраста, и стоит понимать, что когда произошло и что было в языке в определенный период. Итак, как формировался русский язык. Сначала некоторые ученые выделяют ностратические языки. По некоторым гипотезам это тот период, когда был единый язык, корни которого есть во многих языках сейчас, в том числе и в русском. Затем от этого одного языка отделился праиндоевропейский язык. Этот период длился примерно до первого тысячелетия до нашей эры, и его называют праиндоевропейским. После этого где-то до 7 века н.э. шел праславянский период. Это время, когда от праиндоевропейского отделилась славянская ветвь. Появляется некоторый язык, корни которого есть во всех славянских языках. Потом праславянский язык разделился еще на три ветви: на западно-славянскую (здесь лежат корни словацкого, польского и чешского), на южно-славянскую (здесь лежат корни болгарского, хорватского, сербского и мертвого языка — старославянского) и на восточно-славянскую (или древнерусский); именно здесь лежат корни русского, а также украинского и белорусского языков. Потом постепенно древнерусский разделился на украинский, белорусский и русский языки. Вот такой путь прошел нас современный русский язык.
А теперь, когда мы узнали, как родился сам русский язык, можно заехать поглубже и посмотреть на то, как сформировались определенные его части. В этом нам поможет следующая остановка в городе гласных. Сюда обязательно стоит заехать, так как многие чередования происходят именно из-за разных истоков гласных.
Гласные в русском и праславянском языках восходят к индоевропейской системе гласных.
В индоевропейском языке гласные фонемы различались по долготе, это значит, что они были долгими и краткими:
Посмотрим как появилась каждая гласная русского языка или что стало с каждой из фонем праиндоевропейского языка. В праиндоевропейском языке были гласные фонемы /а/, /o/, /е/, /u/, /i/, но каждая из этих фонем могла быть, как краткой, так и долгой.
Как же это отразилось в русском?
Дифтонги
Но не во всех словах гласные имеют именно такое происхождение. Гласные могли иметь дифтонгическое происхождение, когда дифтонг сливался в одну гласную фонему, то есть монофтонгизировался.
В праиндоевропейском языке были дифтонги
*ai, *oi, *ei, *au, *ou, *eu
Но они необязательно превращались в одну фонему. Дифтонги индоевропейского языка могли в определенных позициях сливаться в одну фонему, а в других позициях — распадаться на два звука.
Носовые гласные
Но это тоже не последний способ того, откуда происходили гласные фонемы в русском языке.
Такое явление происходило, потому что в праславянском действовал закон открытого слога. Это значит, что каждый слог в слове должен был оканчиваться на гласную фонему. Именно поэтому сочетания с носовыми согласными, а также и дифтонги не могли быть, как два звука, если после них шел согласный.
Редуцированные
Отдельно рассмотрим такие гласные фонемы как /ъ/ и /ь/, которые называются редуцированными или сверхкраткими. Эти фонемы исчезли во всех славянских языках (такое процесс называется падением редуцированных). Утрата редуцированных — исчезновение вообще или замена на гласные полного образования (в каждом славянском языке проходили разные процессы).
Падение редуцированных в древнерусском было где-то в 12 — 13 веках
Из-за падения редуцированных в славянских языках произошли коренные изменения фонетических и морфологических систем:
- возникли закрытые слоги,
- развились процессы уподобления согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости,
- появились беглые гласные,
- возникли морфемы, состоящие только из согласных,
- появилось нулевое окончание (флексия).
Также после утраты редуцированных славянские языки стали гораздо больше различаться.
Именно из-за напряженных редуцированных появились такие чередования, как и // е, ы // о.
А следующая наша остановка будет совсем недалеко, в том же городе, но чуть-чуть в стороне. И на ней мы узнаем, собственно, о чередования, которые происходили с гласными.
Аблаут (чередование в праиндоевропейском)
Посмотрим на процессы, которые могли происходить с гласными фонемами в индоевропейском языке. В индоевропейском языке гласные тоже могли чередоваться. Чередование гласных, реконструируемое для индоевропейского праязыка, восходит, вероятно, исторически к позиционно и акцентуационно обусловленным изменениям. Чередования могли быть качественными (изменение тембра) и количественными (удлинение или сокращение звука). Так к количественному аблауту относятся такие чередования, как Ŭ // ū и ῐ // ῑ. Из чередования Ŭ (у краткого) и ū (у долгого) в русском языке появились такие чередования, как ъ(о) // ы. Например, призвать // призов // призывать. Здесь видим чередование ъ и ы, а также ъ и нуля звука (в слабых позициях). А из чередования ῐ (и краткого) и ῑ (и долгого) в русском языке получились такие чередования, как ь(е) // и. Например, выбрать // выберу // выбирать. К качественному же аблауту относят такие чередования, как ŏ // ĕ и ō // ē. Чередование ŏ (о краткого) и ĕ (е краткого) дало в русском языке чередование о и е. К примеру, носить // нести. А чередование ō (о долгого) и ē (е долгого) дало чередование а и Ѣ. Например, яд // Ѣда (еда).
Но так как, ни в праславянском, ни в древнерусском, гласные не различались по долготе, то получились такие ряды чередований, как е // о // а // и // Ѣ // ь — первый ряд чередований и ы // ъ // оу(ю) — второй ряд чередований. Важно понимать, что не может быть чередования фонем, если они из разных рядов. Зная это, мы теперь можем сказать, действительно ли слова имеют одинаковый корень (просто с чередованием) или же эти слова не имеют ничего общего.
А следующая наша остановка будет уже в совершенно другом месте; месте, где обитают согласные.
В данной главе рассмотрим чередования и процессы, которые происходили с согласными
Основной процесс, происходящий с согласными в праславянском — палатализация.
Палатализация согласных перед *j (йотовая)
Примеры: рука // ручка, друг // дружок, мех // мешок
Вторая палатализация задненебных согласных
Примеры: рука — в руце, Бог — в Бозе (почить в Бозе), дух — дуси
Третья палатализация
Примеры: князь — княгиня
Ну что ж, наше путешествие подошло к концу. Надеемся, что это было интересно и вы узнали много нового. Теперь язык, его история и некоторые его «странности» не будут казаться вам столь непонятными.
Не забывайте свои вещи и до новых встреч.
Ну а если вы все еще не понимаете, что здесь происходит и зачем это все — прочитайте последнюю главу
Теперь же посмотрим на некоторые примеры отражения исторических процессов в современном русском языке, на «странности» языка. И увидим, что если разбираться, то это вовсе не странно и очень даже логично.
Начнем с таких простых школьных чередований, как раст // рост // ращ, лаг // лож, бир // бер, гар // гор.
Чередование раст / ращ / рос
Чередование бер / бир
Чередования лаг / лож
Здесь опять все дело именно в том, что в праславянском языке гласные были долгие и краткие, но со временем это явление исчезло, а его следы остались. Чередование же г и ж — пример первой палатализации.
Чередования гар / гор
И это чередование появилось именно потому, что в праславянском языке были долгие и краткие гласные, а в русском их нет.
Помимо того, что исторические чередования объясняют нам многие непонятные явления в языке, они еще и помогают при определении семантики слов, а также родственных связей между словами.
Приглядевшись к некоторым словам русского языка, можно увидеть очень необычные связи, а также понять что же все-таки значат некоторые слова и как изменились их значения.
К примеру, такие разные в современном языке слова как еда и яд, оказывается, являются родственными. В этих корнях произошло чередование, восходящее к аблауту, а именно чередование «о долгого» и «е долгого». Слово яд восходит к индоевропейскому корню *ed, от которого также произошло слово еда. Изменение же значения слова яд таково: сначала пища, затем — плохая, дурная пища, потом — отравленная пища и, наконец, отрава могло произойти под воздействием эмоциональной окраски речи.
Также восходят к одному корню такие слова, как подкова и кузнец. Подкова — то, что куется, кузнец — тот, кто кует. В этих словах произошло чередование, связанное с судьбой дифтонгов в разных позициях. В слове подкова дифтонг *ou распался на два звука и получилось ов, а в слове кузнец этот же дифтонг монофтонгизировался и стал у.
Теперь уже точно всё. А если вам понравилось, приходите еще и зовите друзей на этот маршрут.
Совместимость овощных культур
Если вы хотите на одном огороде разместить максимальное количество разных культур, также нужно учесть их совместимость с другими растениями. Некоторые «капризные» овощи плохо уживаются с соседями, а толерантные культуры, наоборот, положительно влияют на «сожителей».
Так, морковь и репчатый лук – пример идеального сосуществования на грядке. Самые опасные вредители этих культур – морковная и луковая мухи. Но морковная муха не переносит запах лука, а луковая – моркови. Поэтому растения из такого тандема отлично защищают друг друга от нападения насекомых.
Пиретроиды
Вещества группы пиретроидов относительно стабильны на солнечном свету. Большинство препаратов на их основе очень опасны для рыб и земноводных.
Фосфорорганические соединения
Уничтожают насекомое при контакте с любой его частью. А их регулярное употребление приводит к возникновению популяций устойчивых насекомых и клещей. Резистентность возникает ко всем действующим веществам, относящимся к этой химической группе.
Хорошие предшественники овощных культур
Растения питаются теми веществами, которые не забрали из почвы предшествующие культуры. Планируя посадки, учтите, что после чего сажать в огороде.
Сидераты для оздоровления почвы
Сторонники органического земледелия умудряются обходиться без минеральных удобрений, правильно чередуя растения на грядках. Ведь существуют растения, которые обогащают грунт полезными веществами. В первую очередь речь идет, конечно же, о сидератах – зеленых удобрениях с мощной корневой системой и быстро развивающейся зеленой массой. Их высевают между основными культурами или на пустующих после сбора урожая участках, а затем скашивают и запахивают в землю.
Но существуют также растения, которые способны давать урожай, вместе с тем повышая качество почвы. К таким культурам относятся, например, бобовые (горох, фасоль и т.п.). Клубеньковые бактерии на их корнях обогащают почву азотом.
Если вы планируете использовать бобовые как сидераты, важно, чтобы они успели зацвести, так как клубеньки на их корнях образуются именно в этот период.
А многолетние бобовые с мощной корневой системой, в числе которых, например, люцерна, извлекают полезные вещества из глубоких слоев почвы и делятся с овощами, чьи корни располагаются у поверхности.
Чтобы повысить плодородие почвы, не оставляйте грядки пустыми. На время «пересменки» засейте участок сидератами: горчицей белой, фацелией, рапсом. Также из этих культур можно приготовить компост для растений, которые вы планируете посадить в следующем сезоне.
Благодаря растениям-сидератам можно значительно улучшить почву и не дать возможности сорнякам захватить пустующие участки.
Как можно чередовать растения на маленьком участке
Севооборот – понятие сельскохозяйственное. Однако это вовсе не значит, что его нельзя проводить в условиях отдельно взятого огорода. Еще как можно! Вот только традиционные дачные участки не слишком подходят для того, чтобы на них можно было развернуть бурную деятельность. Огороду на них отведена, в лучшем случае, четвертая часть. В таких условиях перемещать культуры с места на место бывает проблематично. И все же это возможно.
Стоит начать с составления плана участка и включить в него как крупные, так и мелкие объекты. Важно сразу обозначить расположение относительно сторон света, чтобы оценить степень освещенности тех или иных частей приусадебной территории. Влиять на освещенность могут также строения, высокорослые деревья и кустарники.
Территорию под грядки на этом плане следует разделить на 4 зоны и каждый год «передвигать» по ним растения из определенной группы по кругу. То есть, на месте, где в прошлом году росли культуры из первой группы, в текущем следует сажать представителей второй группы и т.д. Таким образом, на прежние грядки растения будут возвращаться через каждые 4 года.
А вот так выглядят группы растений для четырехлетнего севооборота:
1 группа – кабачки, капуста, огурцы, тыква, патиссоны;
2 группа – лук, редис, томаты, зелень, чеснок;
3 группа – брюква, морковь, редька, свекла, пастернак, корневая петрушка;
4 группа – картофель.
В следующем сезоне все эти культуры должны оказаться на соседней грядке.
Некоторые огородники практикуют так называемый малый севооборот, когда за один сезон на одном участке последовательно высаживаются скороспелые сорта различных овощей. В районах с холодным климатом, для организации малого севооборота используют рассаду или высаживают каждый последующий вид овощей в междурядьях.
На первый взгляд кажется, что севооборот – очень сложная процедура. Но со временем вы легко научитесь разбираться во всех премудростях, главное – начать. Кроме того, грамотный севооборот, при котором овощи, цветы и пряные травы на приусадебном участке являются удачными соседями, позволяет совместить пользу и красоту. А что еще нужно настоящему дачнику?
Неоникотиноиды
Главное достоинство препаратов этой группы заключается в том, что их эффективность не зависит от температуры. Попадая преимущественно в листья, вещества делают их ядовитыми для насекомых.
Как правильно чередовать растения
Чтобы правильно чередовать посадки и составить рациональную схему севооборота, важно знать, к какому семейству принадлежит то или иное растение. Потому что представители одного семейства, как правило, болеют одними болезнями и подвергаются нападению одних и тех же вредителей. К примеру, после салата и корневого сельдерея в почве часто таятся возбудители корневых гнилей. Капуста может подвергаться нападению капустной мухи, иногда кочаны поражает кила, после которой нежелательно сажать овощ на этом месте около 6 лет. Таким образом, нельзя, например, на смену моркови посеять укроп. Эти культуры относятся к одному семейству – Сельдерейные.
Что интересно, севооборот следует соблюдать не только при выращивании овощей, как ошибочно полагают многие. Если вы думаете, что цветы и лекарственные растения не могут быть «родственниками» овощам, то вы заблуждаетесь. Еще как могут! Например, тюльпаны и лук-слизун – почти родные «братья». Так что, если вы разбили на месте клумбы грядку, это вовсе не значит, что овощи будут расти на ней хорошо. Важно правильно подобрать культуры-последователи.
Специально для вас мы составили таблицу принадлежности различных культур к семействам.
Потребность растений в питательных веществах
Определить принадлежность растений к одному семейству – это только полдела. Еще один важный фактор, который следует учитывать при севообороте – потребность растений в питательных веществах.
Подбирая культуры для последующей посадки, следует знать, что нельзя одну и ту же грядку несколько лет подряд засаживать культурами с высокой потребностью в микроэлементах.
- Культуры с высокой потребностью в питательных веществах: капуста, картофель, ревень, сельдерей, спаржа, тыква, шпинат.
- Культуры со средней потребностью в питательных веществах: баклажан, вьющаяся фасоль, дыня, кольраби, лук-порей, огурец, редька, свекла, томат, хрен, шпинат.
- Растения с небольшой потребностью в питательных веществах: горошек, кустовая фасоль, лук, пряные травы, редис, салат.
Правильный севооборот выглядит так: в первый год на грядке выращивают самую «прожорливую» культуру, в последующие – растения из второй и третьей групп, на четвертый год вносят удобрения и снова высаживают культуру с высокой потребностью в питательных веществах.
Таким образом, получается, что каждое растение должно возвращаться на свое первоначальное место не раньше, чем через 4 года. Чтобы это получилось, лучше всего делить участок на небольшие грядки, и каждый год «сдвигать» культуры на соседнее место.
Зачем чередовать пестициды?
Многие знают о том, что частое использование одного и того же антибиотика при лечении болезней со временем приводит к тому, что патогенные бактерии становятся к нему нечувствительными. Именно поэтому при проведении повторного курса терапии врачи назначают средство с другим активным веществом. Однако мало кто задумывается о том, что точно такое же «привыкание» возникает и у населяющих участок болезней и вредителей. Чем чаще вы будете применять препараты с одним и тем же действующим веществом, тем большую его дозу вам придется использовать каждый следующий раз. В конечном итоге это приведет к тому, что вы не просто повысите резистентность сорняков и вредителей к ядам, но и нанесете ощутимый вред окружающей среде. Чтобы такого не произошло с вами и вашим участком, тщательно следуйте рекомендациям по применению и обязательно чередуйте препараты.
При выборе пестицида нужно ориентироваться не на название, а на действующее вещество. Зачастую под разными торговыми наименованиями пестицидов стоит один и тот же химикат. Неудивительно, что использование таких средств не приводит к желаемому результату.