Гигиенические требования к выбору места для строительства и размещения школы. — Студопедия

Гигиенические требования к выбору места для строительства и размещения школы. — Студопедия Дом

Частая ситуация: купили квартиру, но кроме заветных «квадратов» ничего больше не получили. А ведь очень важно, что именно будет вокруг вашего дома: куда ходить за покупками, далеко ли поликлиника, в какой садик или школу отдать ребенка. К сожалению, в Красноярске ежегодно строятся десятки таких домов без полезной инфраструктуры. Рассказываем, почему так происходит и какие новые способы решить проблему появились в последнее время.

С чего начинается стройка?

Первым делом нужен земельный участок, который должен соответствовать градостроительному регламенту — именно он определяет, можно ли построить здесь многоквартирный дом. Застройщик может как купить землю, так и взять участок в аренду под строительство многоквартирного дома — после сдачи дома земля должна перейти в общую собственность правообладателям жилых и не жилых помещений.

Также перед началом строительства застройщик должен получить официальное согласие ресурсоснабжающих организаций подключить свой будущий дом к коммунальным сетям: водопроводу, канализации, электроснабжению. Затем проектная документация на дом должна пройти экспертизу: эксперты проверят, надежным ли будет здание, соответствует ли оно санитарным требованиями и все ли коммунальные сети к нему будут подключены.

Если всё хорошо — разрешение выдается, можно приступать к строительству. Если же экспертиза нашла недостатки, их придется устранять и подавать исправленную проектную документацию на новую экспертизу.

Почему не делать так чаще, ведь школы и садики людям очень нужны?

Все не так просто. Конкретное место размещения школы или садика определяется «Проектом планировки и межевания территории» — это документ городского планирования. Только город принимает выполненную проектировщиком работу, утверждая проект.

Далее город принимает решение о строительстве школы именно в этом районе по ряду объективных причин и в рамках бюджета. Но если земля под школу частная, то у города только теперь появилась юридическая возможность эту землю выменять с частником на добровольной основе. Раньше такой механизм в городе отсутствовал. Сам по себе процесс долгий: договориться, размежевать, оценить, обменять. На это могут уйти месяцы, если не годы.

По этой причине город старается строить школы в первую очередь на муниципальной земле — это намного проще, ведь у застройщиков микрорайонов чаще всего земля муниципальная, переданная им в аренду под строительство домов. В таких случаях всегда есть участок земли, оставленный для строительства школы и не переданный застройщику. Если же школа еще не строится — значит, у города еще не подошла до нее очередь. Например, на Взлетке есть несколько пустых участков муниципальной земли, зарезервированных под школы.

Но в то же время есть районы, где муниципальной земли нет, а школу строить очень нужно — например, такая проблема есть в Академгородке. Здесь у города практически не остается прописанных механизмов, как можно построить школу. Собственно, по этой причине в России и развивается механизм реновации больших частных территорий через так называемое «Комплексное развитие территорий» — земля в этом случае изымается в пользу города и передается в аренду под строительство. Но, опять же, как и мена земельных участков, эта практика очень молодая и пока что широко применяется в основном только в Москве.

Красноярск, тем не менее, постоянно развивается: что-то в краевой столице и крае продвигается быстрее, чем в других регионах, а что-то медленнее. Например, мену земельных участков в других субъектах РФ стали применять намного раньше. Стоит помнить, что мнение горожан всегда учитывается на публичных слушаниях, а потому на них нужно обращать внимание — ведь там утверждаются градостроительные регламенты, по которым развивается Красноярск.

Можно надеяться, что строительство социальной инфраструктуры в Красноярске ускорится в ближайшие годы. Этому способствует не только появление практики мены земельных участков, но и то, как был сформирован краевой бюджет до 2024 года — значительные расходы отводятся на строительство школ и садиков через выполнение нацпроектов.

Интернет-газета Newslab, фото Алины Ковригиной

Размещение на территории города

Участок, отводимый для строительства школы, должен быть благоприятным в климатическом отношении, защищенным от запыления: его следует выбирать в стороне от трамвайных и железнодорожных линий, автомобильных дорог с оживленным движением и аэродромов. Желательна непосредственная связь с зелеными массивами и насаждениями.

При строительстве школьного здания на рельефе его следует размещать на высоких отметках с открытым обзором окружающей территории.

Школа должна быть удобно расположена в пределах зоны обслуживания контингента учащихся, а также относительно трасс общественного транспорта. Пути, ведущие к школе, должны быть безопасными для пешеходного движения.

Размеры земельных участков

Площадь земельного участка (включая площадь застройки) определяется из расчета 25 —30 м2 на одного учащегося. Минимальная величина земельного участка для школы с одним классным помещением  — 1000 м2. На каждый следующий класс площадь земельного участка следует увеличивать на  ≥ 300 м2.

Расположение    учебных    помещений

Площадь учебных помещений определяется из расчета ≥ 1,5 м2 на одного учащегося. Помещения, используемые учащимися, по возможности не следует располагать выше 4-го этажа. Учебные помещения для умственно отсталых детей и детей-инвалидов должны размещаться только на 1-м этаже.

Расстояние между зданиями (с окнами в учебных помещениях) от других зданий, находящихся на том же участке, и от границы участка  ≥ 8 м.

Расстояние между наружными стенами учебных помещений при их освещении только через светопроёмы в стенах  ≥ 12 м.

Площадь рекреационного двора на одного учащегося 5 м2. Площадь рекреационного двора не может быть менее 400 м2. Территория рекреационного двора должна иметь беспыльное покрытие (устройство покрытий из щебня, шлака или крупного гравия не допускается).

Учебные помещения школьного здания не следует ориентировать на северо-запад, север и северо-восток; исключение составляют чертежные залы и специализированные учебные кабинеты.

Необходима защита от чрезмерной инсоляции. Площадь оконных проёмов должна быть не менее 1/5  площади пола; выступающие за пределы наружных стен конструкции (балконы и т. ), непосредственно влияющих на интенсивность светового потока, попадающего в помещение, должны учитываться путем прибавления их площади к площади пола. При глубине классных помещений 6,5 м и более необходимо двустороннее естественное освещение. Высота до подоконных основных оконных проемов ≤ 0,9 м. Кубатура помещения в расчете на одного учащегося ≥ 4м3. Высота учебных помещений в свету  ≥ 3 м. Высота классных помещения зависит от условий освещения с учетом влияния зданий и деревьев, окружающих школьное здание. При глубине классных помещений в пределах 6 —8 м высота их должна составлять 3,25 —3,75 м.

Эрнст Нойферт. «Строительное проектирование» / Ernst Neufert «BAUENTWURFSLEHRE»

Гигиенические требования к выбору места для строительства и размещения школы. — Студопедия

Нижневартовск. В Нижневартовске подготовлены участки для строительства двух школ. Обе будут рассчитаны на 1125 мест.

В квартале №25 города, в рамках реализации национального проекта «Образование», продолжается строительство школы. На данный момент готовность объекта составляет около 50%. Здание, где будет размещаться образовательное учреждение, возводят с применением механизмов концессионного соглашения.

Строение площадью в 22 тысячи квадратных метров состоит из 4 блок-секций. По информации департамента образования города, после открытия школа будет востребована у жителей новых микрорайонов. В школе предусмотрено создание безбарьерной среды для учеников с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается создание современных классов с новейшим оборудованием.

Напомним, Югра стала первым российским регионом для заключения концессионных соглашений по строительству школ по инициативе Губернатора Югры Натальи Комаровой с целью улучшения условий для школьников, решения ряда социальных задач. Новый механизм государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений запущен в Югре в 2017 году.

Строительство социальных объектов, в частности образовательных организаций (школ и детских садов) — один из востребованных запросов от вартовчан. Администрация города Нижневартовска при поддержке Правительства Югры проводит комплекс мер для решения данного вопроса. В настоящее время подготовлены два участка, предназначенные для возведения школ. Все вновь возводимые образовательные объекты будут строить с применением новых технологий.

Как рассказали в департаменте строительства, окружной государственной программой «Развитие образования» в 2025-2027 годах запланировано строительство школ на 1125 мест в 9-А (плановый срок строительства — 2025 год) и 10-В микрорайонах.

В 10-В микрорайоне запланировано образовательное учреждение на 1125 мест. Земельный участок объекта сформирован, его площадь составляет 15712 квадратных метров. Инженерная инфраструктура имеется. Плановый срок начала строительства также 2025 год. Есть потенциальный инвестор, готовый реализовать проект.

Учитывая социальную значимость возведения образовательных учреждений, администрация города Нижневартовска проводит работу по переносу запланированных сроков строительства на более ранний период — на 2023 год. Соответствующие предложения властями города направлены в департамент образования и науки Югры. Также запланировано строительство образовательной организации в 20 квартале.

Как сообщает департамент общественных коммуникаций и молодежной политики администрации г. Нижневартовска, в 2022-2023 годах будет реализован проект по строительству детского сада на 320 мест в 21 квартале. Объект обеспечен финансированием, определен подрядчик, выполнены подготовительные работы (по выторфовке и обратной засыпке территории).

Фото департамента общественных коммуникаций и молодежной политики администрации г. Нижневартовска.

По генплану тут должна быть школа на 1,1 тысячи мест

В Краснодаре в районе ЖК «Панорама» нет земельных участков под строительство школы. Так говорится в письме департамента муниципальной собственности, которое опубликовал 8 февраля депутат гордумы Краснодара Александр Сафронов.

Со слов самого Сафронова, несколько месяцев назад он был на встрече главы Калининской администрации Виталия Катунина, который уверил местных жителей, что участок по улице Восточно-Кругликовской, 40/3 предназначен под школу, но пока находится в частной собственности.

— Неужели участок для школы ушел под очередную застройку многоквартирниками? — задался вопросом депутат.

Согласно публичной кадастровой карте, земельный участок имеет площадь 24 867 квадратных метров и находится в частной собственности. Кадастровая стоимость — свыше 194 миллионов рублей. Разрешенное использование земли — размещение многоэтажных жилых домов.

Интересно, что активистка Яна Антонова еще летом спрашивала в краевой администрации о судьбе участка. Ей пришел ответ, из которого следует, что, согласно генеральному плану города, по улице Восточно-Кругликовской, 40/3 предусмотрено создание общеобразовательной школы на 1,1 тысячи мест. Как только земля перейдет в собственность муниципалитета и будут доведены деньги на эти цели, будет рассмотрена возможность проектирования учреждения.

Портал 93. RU обратился за разъяснением в пресс-службу мэрии Краснодара и 11 февраля получил ответ. В нем говорится, что земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами, зоне транспортной инфраструктуры, а также в границах размещения социального объекта. По генплану и проекту планировки здесь должна располагаться школа. Участок находится в частной собственности у строительной компании, которая получила градостроительный план.

— Разрешение на строительство многоквартирных домов на этом участке компании не выдавалось и выдано не будет, — подчеркнули в мэрии.

Застройщик ЖК «Панорама» — ГК «ЮгСтройИнвест». Строительную компанию с таким названием в 2003 году создал в Ставрополе Юрий Иванов. Среди других крупных проектов в Краснодаре — микрорайон Губернский и семейный квартал «Достояние», последний строит ООО «СЗ-3 «ЮСИ КУБАНЬ»». Всего существует порядка 73 фирм, так или иначе связанных с Юрием Ивановым: участниками были или являются члены семьи Ивановых, а в названиях зачастую фигурирует «ЮСИ».

Между тем представитель «ЮгСтройИнвеста» уточнила порталу 93. RU, что этот отрезок земли не принадлежит застройщику и находится в собственности третьих лиц.

Согласно выписке из Росреестра, с 2013 года участок в собственности ООО «Краснодар Сити». По данным системы «Контур. Фокус», компания была образована в 2008 году в Краснодаре и зарегистрирована по улице Шоссе Нефтяников, 18. Учредители — Константин Борисович Пуликовский (принадлежит 60% долей) и Людмила Дмитриевна Мурзина (40%).

Советы дачнику:  Что учитывают, выбирая проект с узким фасадом — Дом Алые Паруса

Первый — отец бывшего вице-губернатора Кубани Сергея Пуликовского, который с ноября 2019 года курировал внутреннюю политику региона. В декабре 2020-го Пуликовский-сын стал фигурантом уголовного дела. Также дело было возбуждено в отношении бывшего гендиректора «Краснодар Сити», депутата ЗСК Андрея Сигидина.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

В настоящее время оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся (при наполняемости каждого класса не более 25 человек). Вместимость сельских школ не должна превышать для начальных малокомплектных школ 80 учащихся, для школ I, II ступеней — 250 учащихся, для школ I, II III ступеней — 500 учащихся.

Гигиенические принципы размещения детских и подростковых образовательных учреждений:

• близость к месту жительства обслуживаемых контингентов, определяемая радиусом обслуживания, который устанавливается в зависимости от возраста детей, климатических особенностей местности и характера ее застройки;

• удаленность от предприятий, загрязняющих воздух химическими веществами или являющихся источниками шума, от шоссейных и железных дорог, гаражей, пожарных депо, рынков и др. на расстояние, позволяющее сохранять окружающую среду детских учреждений в пределах гигиенических нормативов;

• земельный участок должен быть достаточным по размеру, соответствовать общесанитарным требованиям и позволять разместить все необходимые зоны в должных размерах. Зонирование территории осуществляется в соответствии с типом образовательного учреждения, числом учащихся.

При выборе проекта школы необходимо учитывать основные гигиенические принципы экспертизы проекта:

• обеспечение благоприятных условий для проведения учебного процесса. Школьное здание должно иметь полный набор основных помещений (классные комнаты, кабинеты, мастерские), строго отвечающих гигиеническим требованиям по своим размерам, оборудованию и его размещению.

• обеспечение условий для всестороннего физического воспитания. Должен предусматриваться полный набор спортивных площадок достаточных размеров с соответствующим оснащением, позволяющий осуществлять физическое воспитание в учебное и внеучебное время; число спортивных залов определяется вместимостью школы;

• соблюдение условий для организации питания учащихся. Наличие достаточного набора помещений, соответствие их размеров и оборудования нормативным требованиям;

• создание благоприятных условий для отдыха детей. Наличие площадок для отдыха детей различных возрастных групп, рекреационных помещений в здании, специальных помещений для групп продленного дня. Для проведения культурно-массовой работы должны предусматриваться актовый зал — киноаудитория и другие помещения достаточной площади;

• обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения. Оно достигается правильной ориентацией здания по сторонам света, расположением здания с учетом возможного затемнения другими зданиями, достаточной высотой светового проема и его размерами, правильным выбором вида освещения, размещением световых точек в помещении, мощностью и количеством ламп;

• создание оптимального воздушно-теплового режима за счет правильного выбора системы вентиляции и отопления с учетом климатических условий и характера деятельности в помещении;

• обеспечение достаточным количеством доброкачественной воды для приготовления пищи, питья, поддержания должного санитарного состояния помещений и привития учащимся гигиенических навыков, а также организация эффективной системы удаления нечистот.

Гигиенические принципы планировки территории школы.

Размеры земельного участка определяются типом учреждения и его вместимостью (на одного учащегося должно приходиться 40 — 50 кв.

Расположение зданий общеобразовательных учреждений на территории городских и сельских поселений осуществляется с учетом радиуса обслуживания. Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений составляет 0,3 — 0,5 км пешеходной доступности в зависимости от строительно — климатической зоны и школьного возраста (I, II, III ступени обучения). Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности в одну сторону: для учащихся I ступени — 15 мин, для учащихся II и III ступени — не более 30 мин.

В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании — не более 30 мин. Предельный радиус обслуживания учащихся II и III ступени не должен превышать 15 км.

Здания общеобразовательных учреждений размещают на внутриквартальных территориях микрорайона в удалении от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстоянии 100 — 170 м, на самостоятельном земельном участке с расстоянием от здания школы до красной линии не менее 25 м. На земельном участке выделяются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная зоны.

Учебно — опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она не может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

Физкультурно-спортивная зона школы должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания, за полосой зеленых насаждений и включать школьный стадион с беговой дорожкой, комбинированным полем для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину общей площадью 4200 кв. м (начиная с 3 параллелей — 5260 кв. В состав зоны входят площадки для спортивных игр (волейбольная 162 кв. м, баскетбольная 364 кв. м), гимнастики для 1 — 4 и 5 — 11 классов по 200 кв. м каждая, площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину.

Не допускается располагать зоны физкультурно-спортивную и начальной военной подготовки со стороны окон учебных помещений здания. Площадки для игр с мячом и метания спортивных снарядов следует размещать на расстоянии не менее 25 м от окон помещений здания, при наличии ограждения высотой 3 м — не менее 15 м, а площадки для других занятий физкультурой и спортом — на расстоянии не менее 10 м.

Спортивно — игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле — травяной покров.

Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр (для 1-х классов 100 кв. м каждая в зависимости от числа параллелей; для подвижных игр 2 — 4 -х классов — площадью 300 кв. м каждая; для игр 5 — 9-х классов — 125 кв. м каждая) и тихого отдыха (для 5 — 9 классов 100 кв. м каждая).

Хозяйственная зона должна предусматриваться площадью 500-900 кв. Она должна размещаться от здания школы на расстоянии не менее 35 м. , со стороны входа в производственные помещения столовой, вблизи учебно-опытной зоны и иметь подъезд. В хозяйственной зоне в зависимости от местных условий допускается размещать сарай, овощехранилище, учебный гараж, навесы для инвентаря и оборудования.

Метеорологическая и географическая площадки должны находиться на расстоянии не менее 2,5 высоты здания.

Территория земельных участков должна иметь ограждения высотой 1,5 м и вдоль него зеленые насаждения.

Участок общеобразовательных учреждений должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории. При озеленении участка не должны использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами.

Планировка пришкольных участков

Под пришкольный участок отводится довольно значительная площадь — до 1 -1,5 га. На участке должны быть предусмотрены спортивные площадки для подвижных игр, участок для опытной работы с овощами, зерновыми (техническими) и цветочными культурами. Нередко при школе закладывают плодовый сад. Небольшая территория должна быть отведена для хозяйственного двора. Вся остальная площадь отводится под озеленение.

Планировка пришкольных участков

При составлении проекта озеленения весь школьный участок должен выглядеть как единое целое. Проект планировки обычно составляется под руководством ландшафтного архитектора с учетом особенностей школьной жизни.

Поскольку существуют разные типовые проекты зданий средней школы, необходимо выбрать подходящий проект организации и озеленения пришкольного участка. В тех случаях, когда территория школы имеет некоторые отклонения от нормы в размере и конфигурации участка, руководству школы и учителю биологии приходится учитывать это при планировке школьного участка и распределении сил учащихся и учителей.

Варианты планировки и озеленения пришкольных участков: 1 — здание школы; 2 — площадка для баскетбола; 3 — площадка для волейбола; 4 — площадка для гимнастики; 5 — тир; 6 — гигантские шаги; 7 — площадка для подвижных игр; 8 — хозяйственные двор; 9 — теплица; 10 — склад; 11 — беседка

При составлении проекта озеленения желательно использовать различные виды художественного оформления — скульптуры, садовые скамейки, вазы-цветочницы, подпорные стенки, каменные лестницы и заборы, фонтаны и водоемы, которые сами по себе украшают озеленяемую территорию.

Следует помнить: излишне дробить озеленяемый участок множеством дорожек не следует. Дорожки должны быть функционально оправданы. Свободно растущие группы деревьев, кустарников и цветов сочетают со стрижеными рядами живой изгороди, оградой, дорожками и водоемами. Такое сочетание свободных и строгих форм позволяет найти интересное решение отдельных фрагментов участка и придать ему своеобразную красоту.

Размещать растения нужно в определенном порядке, чтобы присутствие их было архитектурно оправдано. Случайное размещение деревьев, кустарников и цветов нежелательно. При выборе растений необходимо представить, как они будут изменяться в процессе роста: деревья примут присущую им форму, а кустарники разрастутся в стороны.

С учетом этих особенностей необходимо размещать их в группах.

На пришкольном участке желательно использовать красиво цветущие растения и виды с декоративными плодами и листьями. При размещении растений необходимо учитывать их высоту, форму, Окраску цветков и листьев и время цветения, подбирая породы так, чтобы одни декоративные растения в течение сезона сменялись другими. Целесообразно использовать и некоторые плодовые породы (яблони Недзведского, Комсомолку, таежную сибирскую, сливолистную, груши — уссурийскую и др. ), которые весной радуют своим обильным и красочным цветением, а осенью — яркими плодами.

Виды пристенных каркасов для вьющихся растений

Хвойные деревья декоративны круглый год. Они очень красивы у стен школы и в солитерной (одиночной) посадке на газоне. Ель, сосну целесообразно высаживать в ветрозащитные полосы с северной стороны участка.

Живой изгородью огораживают школу со стороны проезжей части улицы, а также хозяйственный двор, спортивные площадки и опытные участки. Красивые живые изгороди естественной формы получают из цветущих кустарников — сирени, чубушника (жасмина), шиповника, спиреи, жимолости, боярышника.

Не следует перегружать участки деревьями и кустарниками. Гораздо лучше, когда они просматриваются на зеленом фоне газона. Деревья размещают группами разной величины, кустарники — в виде опушек к деревьям, группами и единично.

Для вертикального оформления здания школы, заборов, беседок, пергол и арок используют различные декоративнолиственные и красиво цветущие вьющиеся и лазящие растения.

Цветники устраивают перед зданием школы, вдоль дорожек и в виде групп разного размера и формы на газоне. Если фасад школы обращен на север, то основную массу цветов размещают с южной стороны здания. В цветники из многолетников рекомендуется вводить небольшие группы красиво цветущих кустарников или стриженые садовые формы хвойных растений (пирамидальные, шаровидные, колонновидные).

Оформление скамейки-грибка и пирамиды

Обычно участки школы огораживают забором (деревянным, каменным, кирпичным, из металлической сетки). В той части забора, где к онколе примыкает проезжая дорога, устраивают живую изгородь из деревьев и кустарников для улавливания пыли и снижения шума. Остальные стороны забора не следует обсаживать высокими деревьями, кроме тех случаев, когда с участка открывается малоприглядный вид. Если школа находится рядом с озелененными участками жилых кварталов или с объектами городского озеленения, забор целесообразно обсадить вьющимися растениями или кустарниками, не загораживая его сплошной зеленой изгородью.

Советы дачнику:  Заказать планировку жилого участка в г.Самара от 1308 руб. за сотку

Пример вертикального озеленения

Выполнение работ по озеленению начинают с вертикальной планировки участков. В соответствии с заданными условиями выравнивают территорию и переносят исходные точки проекта на местность. Исходными точками могут быть геодезические реперы, углы зданий, столбы или другие постоянные предметы, от которых указаны расстояния и направления до основных точек плана озеленяемой территории. При сложной планировке озеленяемой территории на рабочих чертежах должна быть нанесена сетка квадратов со сторонами от 2 до 10 м, которая привязывается к основной планировочной оси.

К работам по планировке участка школы надо привлечь наиболее толковых, инициативных ребят, интересующихся архитектурно-планировочными работами. В этом могут помочь и учителя географии, математики, а также классные руководители. Эту работу не следует организовывать фронтально, ее нужно поручить заранее организованному звену, группе или сводному отряду.

Работы по созданию каждого из объектов озеленения начинают со строительства подъездных дорог, садовых дорожек и площадок. Затем проводят посадку деревьев и кустарников, создают газоны и высаживают цветочные растения. Создание и содержание каждого из этих элементов озеленения мы рассмотрим отдельно.

Гигиенические требования к планировке здания школы.

Композиция здания школы должна предусматривать компактную планировку с сохранением секционности. Этому требованию отвечает блочная композиция. Запрещается размещать учебные помещения в подвальных и цокольных этажах здания. Этажность школы предусматривается не более 3, а для крупных и крупнейших городов – 4 этажей (кроме сейсмических районов). При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5-этажных зданиях 4-й и 5-й этажи необходимо отводить под редко посещаемые учащимися кабинеты.

Состав помещений должен быть таким, чтобы имелись условия для изучения обязательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения 1-2-3 предметов.

Учащиеся 1 ступени должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок. Кроме учебных помещений, в состав блока входят спально-игровая, рекреационные, санитарные узлы.

Обучение учащихся 2-3 ступени осуществляется по классно-кабинетной системе. Она обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который должны транспортироваться учебные пособия и ТСО. Число классов-кабинетов для основных дисциплин зависит от числа старших классов.

Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока). Учебные кабинеты и лаборатории размещаются в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

Целесообразно создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов. Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников 2-3 ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6. Наиболее благоприятным является сочетание предметов: химия-биология, математика-черчение, черчение-рисование, история-география, литература-иностранный язык.

Учебные помещения должны включать:

· рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся);

· рабочую зону учителя;

· дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО;

· зону для индивидуальных занятий учеников и возможной активной деятельности.

Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 м2 на одного учащегося при фронтальных формах занятий; 3,3 м2 – при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов парт), который должен составлять не менее 350 для учащихся 2-3 ступени школы и не менее 450 для школьников 6-7 лет.

При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов должна быть лаборантская. Кабинеты химии, физики, биологии, компьютерный класс обязательно должны иметь лаборантские, ориентировочная площадь каждой – 16 м2.

Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

В школьном здании размещаются также учебные мастерские, спортивный и актовый залы, библиотека, рекреационные помещения (предпочтительно зального типа), столовая, медицинский пункт, санитарные узлы, административно-хозяйственные помещения.

Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры должны соответствовать задачам выполнения полной программы по физическому воспитанию учащихся и возможности внеурочных спортивных занятий. Число и типы спортивных залов должны предусматриваться в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.

Площади спортивных залов 9 * 18 м, 12 * 24 и 18 * 30 м при высоте не менее 6 м. Размеры и число спортивных залов рекомендуется устанавливать исходя из числа параллелей в школе: при наличии 2 параллелей – 2 зала размерами 9 *19 м и 12 * 24 м; при наличии 3 и более параллелей – 2 зала по 12 * 24 м и начиная с 4 – дополнительно зал размерами 18 * 30 м. Общая площадь спортивных залов в общеобразовательных школах не менее 0,9 м2 на 1 учащегося.

При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные площадью 16-32 м2 в зависимости от площади спортзала; раздевальни для девочек и мальчиков площадью по 10,5 м2,душевые площадью по 9 м2, уборные для девочек и мальчиков площадью по 8 м2; комната для инструктора площадью 9 м2.

Проход в учебно-спортивные помещения через классные секции не допускается. Вход в спортивный зал из раздевален должен быть непосредственным или через обособленный коридор.

В состав помещений физкультурно-оздоровительного назначения необходимо включать зону, оборудованную тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

Актовый зал в своих размерах определяется числом посадочных мест из расчета 0,65 м2 на одно место и 60% от общего числа учащихся школы. При актовом зале должны быть артистические уборные (площадью не менее 10 м2 каждая), кинопроекционная (27 м2), склад декораций и бутафорий, музыкальных инструментов (10 м2), склад хранения костюмов площадью 10 м2.

Лекционная аудитория предусматривается в школах с углубленным содержанием обучения. Размеры этой аудитории устанавливаются в соответствии с вместимостью в ней возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из расчета 1 м2 на 1 место.

При строительстве общеобразовательных учреждений, ориентированных на углубленное и расширенное содержание обучения (с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи), для разностороннего развития личности обучающихся необходимо предусматривать выделение помещений под студии (универсальные залы) с габаритами 12*12 м, а также подсобные помещения для отделения по художественному воспитанию и искусству: кабинет эстетики с полиэкраном, кружковые помещения по изобразительному искусству, хореографии, классы пения и музыки (70-108 м2) в зависимости от назначения нового образовательного учреждения. В учреждениях с техническим профилем следует предусмотреть универсальное помещение площадью 108 м2 (90+18) для технического творчества.

Учебно-художественные кабинеты должны иметь зоны для акварельной живописи, масляной живописи и рисунка.

Исходя из позы при работе различными видами живописи (по акварельной живописи и рисунку – сидя, по масляной живописи – стоя) площадь на одно рабочее место составляет для масляной живописи – 3,5 м2, акварельной живописи и рисунка – 2,0 м2.

Библиотека. Тип библиотеки зависит от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. В школах нового типа библиотека должна использоваться в качестве справочно-информационного центра, оснащенного всеми видами ТСО и обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся. Площадь библиотеки – информационного центра – принимается из расчета не менее 0,6 м2 на 1 ученика. В помещении библиотеки должны быть предусмотрены следующие зоны: читательские места, информационный пункт (выдача и прием литературы), места для работы с каталогами, фонды открытого доступа, фонды закрытого доступа, зона с кабинками для индивидуальных занятий и боксы для хранения передвижных тележек.

Учебные мастерские. Учебные мастерские должны использоваться по назначению. Площадь помещений для учащихся 5-11-х классов (кроме кабинетов профессиональной ориентации и помещений с уменьшенной расчетной наполняемостью до 12 учащихся) рассчитывают на половину класса учащихся. Расчетная площадь – 6 м2 на 1 учащегося (кроме учебно-производственных мастерских). При мастерских предусматриваются следующие подсобные помещения: инструментальная – комната мастера, кладовая площадью 16 м2(при наличии 3 и более параллелей – 24-32 м2), кладовая для хранения сырья и готовой продукции площадью 16 м2, помещения для хранения инвентаря для уборки помещений и работы на садово-опытном участке (12-16 м2).

Необходимо предусматривать дополнительный выход из мастерских по обработке древесины и комбинированной мастерской по обработке металла и древесины непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, примыкающий к мастерским, в котором нет выходов из классов, учебных кабинетов и лабораторий.

Рекреационные помещения. В зданиях школ целесообразно планировать из расчета 0,6-0,75 м2 на одного учащегося в зависимости от климатических подрайонов. Ширина этих помещений при одностороннем расположении кабинетов и лабораторий должна быть не менее 2,8 м, а ширина помещений, примыкающих к кабинетам, лабораториям (при их двустороннем расположении) и классам, не менее 4 м.

Медицинский пункт. Медицинский пункт включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 м2; кабинет зубного врача площадью 12 м2, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет площадью 14 м2; кабинет психолога площадью 10 м2. При медицинском пункте должен быть самостоятельный санитарный узел.

Столовая. Предусматривается в школах с числом учащихся более 100 человек. В школах организуется 2-разовое горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для остальных детей. Питание может быть организовано в столовой, работающей на сырье или на полуфабрикатах, а также в буфете-раздаточной, согласно гигиеническим требованиям к организациям общественного питания, включая кондитерские цехи и организации, вырабатывающие мягкое мороженое.

Столовая, работающая на сырье, должна иметь следующий набор оборудования и помещений: цехи – горячий, холодный, мясо-рыбный, кондитерский, овощной; моечные для столовой и кухонной посуды; кладовые для сухих продуктов и овощей; охлаждаемые и низкотемпературные камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся продуктов; бытовые помещения для персонала пищеблока; загрузочную-тарную; моечную для тары; холодильную камеру для пищевых отходов; санитарный узел для сотрудников столовой.

В состав помещений столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить горячий цех, доготовочная, моечные для столовой и кухонной посуды, кладовые для сухих продуктов и овощей, холодильные камеры для полуфабрикатов, бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов.

В составе помещений буфета-раздаточной должны быть предусмотрены загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами; раздаточная; оборудованная мармитами; посудомоечная; подсобные помещения, бытовые помещения для персонала, помещения для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть обеденный зал площадью из расчета 0,7 м2на 1 место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди. При столовых обязательно устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

В школах предусматриваются административно-хозяйственные помещения: кабинет директора (32 м2), кабинет заместителя по учебно-воспитательной работе (8 м2), учительская при наличии 1,2,3,4 параллелей площадью 30, 40, 50, 60 м2 соответственно; кабинет организатора внеклассной работы (12-16 м2); канцелярия (12-16 м2).

На каждом этаже должны размещаться санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров. Число санитарных приборов – из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 учащегося. Для персонала должен быть выделен отдельный санитарный узел. Для учащихся 2 и 3 ступеней должен быть организованы комнаты личной гигиены – для девочек из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 м2. Входы в санитарные узлы не должны располагаться напротив входа в учебные помещения или в непосредственной близости от них.

Советы дачнику:  6 лучших кормов для хомячков

На каждом этаже должны быть предусмотрены помещения, оборудованные поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды, для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфицирующих растворов.

В помещениях начальных классов, лабораториях, учебных кабинетах, мастерских, помещениях медицинского назначения, учительской, комнате технического персонала обязательно устанавливаются умывальники.

Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для каждого класса. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др. ) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих школ.

Гигиенические требования к мебели и оборудованию общеобразовательных учреждений.

Мебель современных образовательных учреждений подразделяется на следующие группы:

1) для учебных классов:

· столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;

· столы ученические лабораторные для специализированных кабинетов (физики, химии, биологии и т

· столы компьютерные;

· шкафы для учебных пособий;

· тумбы для технических средств обучения и тумбы под доску для учебных пособий;

· классные доски различных модификаций;

2) для библиотек:

· стеллажи библиотечные двух- и односторонние;

· наборы библиотечные;

3) для столовой;

4) для учебных мастерских;

5) для раздевалок;

6) для актовых залов.

Существенную часть общей школьной нагрузки детей составляет статическое напряжение, которое возникает в результате вынужденного неподвижного положения тела на протяжении большей части урока. Длительное статическое напряжение является одним из факторов, способствующих более быстрому утомлению во время учебных занятий. Уменьшение статического напряжения во время сидения за партой может быть достигнуто за счет сохранения правильной рабочей позы, которая, в свою очередь, зависит от соответствующего подбора школьной мебели.

Главный показатель, используемый при подборе мебели – рост учащихся. Несоответствие мебели росту детей, изменение взаимоотношений между столом и стулом могут привести к неравномерной нагрузке и неодновременному утомлению различных мышечных групп, вследствие чего возникает мышечная ассиметрия, которая является одной из причин различного рода нарушений осанки. Неправильная посадка вызывает более быстрое утомление учащихся, понижение внимания и работоспособности. Кроме того, он является одним из ведущих факторов, способствующих развитию близорукости в результате несоблюдения оптимального расстояния от книги до глаз.

Правильной считается такая посадка, когда школьник сидит прямо с легким наклоном вперед. Тетрадь или книга находятся на расстоянии 25-35 см от глаз. Между грудью и столом свободно проходит кисть руки. Спина опирается на спинку стула или скамьи на уровне поясницы. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым или тупым углом и опираются всей ступней о подставку или пол. Обе руки лежат свободно на столе, плечи находятся на одной высоте, параллельно краю стола.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) производится с учетом их длины тела (в обуви). Для учащихся школ выпускается мебель 6 групп с цветной маркировкой.

Размеры школьной мебели и её маркировка.

Номера мебелиГруппа роста, ммВысота над полом крышки края стола, обращенного к ученикуЦвет маркировкиВысота над полом переднего края сиденья
 1000-1150 оранжевый 
 1150-1300 фиолетовый 
 1300-1450 желтый 
 1450-1600 красный 
 1600-1750 зеленый 
 свыше 1750 голубой

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; ее наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы.

Шесть новых школ построят в Москве в рамках масштабных инвестиционных проектов

Гигиенические требования к выбору места для строительства и размещения школы. — Студопедия

Город без торгов предоставил застройщикам в аренду шесть земельных участков для строительства школ в пяти административных округах столицы, сообщает портал мэра и правительства Москвы.

С января по июнь Москва заключила с застройщиками договоры аренды на земельные участки общей площадью 8,5 гектара. На них в рамках реализации масштабных инвестиционных проектов построят шесть школ.

Заммэра столицы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов рассказал, что новые образовательные объекты появятся в течение пяти лет. Учиться в них смогут свыше трех тысяч детей.

В частности, на севере столицы – в районе Ховрино на Петрозаводской улице и в Беговом районе на улице Правды – построят учебные корпуса на 350 и 400 учащихся. На востоке города – в Косино-Ухтомском районе на Салтыковской улице – появится школа на 550 мест с дошкольным отделением для 225 детей.

В Зеленограде появится школа на 300 мест, на западе столицы – на улице Академика Анохина – учиться в новом образовательном учреждении смогут 350 детей. А здание в поселении Щаповском в ТиНАО будет рассчитано на 800 школьников и 150 дошкольников.

Накануне Сергей Собянин осмотрел новые детский сад и школу в Орехове-Борисове Южном. Он подчеркнул, что готовность обоих объектов является высокой, но необходимо продолжать работу, чтобы своевременно сдать их в эксплуатацию.

По словам руководителя территориального управления «ПИК» Дмитрия Красильникова, разрешение на ввод детского сада в эксплуатацию уже выдано со стороны Мосгосстройнадзора. До конца августа, по словам специалиста, объект будет доработан.

Новый детский сад располагается в жилом комплексе на Ясеневой улице. Он рассчитан на 345 детей и начнет работу с 1 сентября 2022 года. Школа, построенная в том же районе, сможет принять до 825 учеников, а ее открытие ожидается в 2023 году.

Собянин посетил реконструированный Центр московского долголетия «Орехово»

  • Более 80% соцобъектов Москвы подготовили к отопительному сезону
  • Собянин представил планы развития районов Северное и Южное Бутово

Я еще слышал, что нужны общественные слушания?

По общему правилу — проводить их необязательно, но есть ряд исключений. Дело в том, что в Красноярске, как и в любом городе, есть генеральный план территориального развития — по сути, самый главный документ, где прописано всё, от теплосетей и дорог до школ и спортивных объектов.

Любой застройщик, планируя свои жилые комплексы, должен вписываться в «Правила землепользования и застройки города Красноярска» («ПЗЗ») — более детальный регламент, чем генеральный план. Скажем, нельзя располагать дома ближе, чем на шесть метров от городских дорог, «красных линий застройки».

Но при этом в Красноярске можно найти улицы, где дома стоят в пяти или даже в трех метрах от дороги. Это и есть то самое исключение: если застройщик понимает, что его проект по объективным причинам будет нарушать «ПЗЗ», он обращается в муниципалитет и они организуют публичные слушания. И проектировщик, и застройщик должны убедить комиссию, что для отклонения есть веские причины.

Какие? Например, если на выбранной улице все дома исторически строятся не в шести метрах от дороги, а в четырех — потому что улица появилась тогда, когда действовали совсем другие нормативы. Или, после проведения инженерных изысканий, выявляются неблагоприятные факторы для строительства.

Нередко комиссия в таких случаях разрешает отклоняться от «ПЗЗ». А вот генплан отклонений не допускает.

А нельзя построить и дом, и новую дорогу к нему? Например, проложить ее на ненужном пустыре

Все городские дороги заранее определены в генплане, и просто так сделать еще одну нельзя — ведь, помимо прочего, дороги выполняют роль «красных линий», разделяющих город. Дорожной сетью занимается администрация города, которая нанимает специализированных подрядчиков для строительства новых и реконструкции существующих магистралей.

Застройщик же имеет право действовать только в границах своего участка и ни метром дальше. При этом на его участке, строго говоря, не может быть дорог — лишь проезды от дороги во двор дома.

Как итог, если рядом с ЖК неудобная или плохая дорога — вполне возможно, что застройщик при всем желании не вправе ее трогать, потому что там не его участок. А вот требовать от городских властей новых дорог очень даже нужно: в их ведении и генплан, и «ПЗЗ», и мероприятия по его исполнению.

А что с социальными объектами? Хочу новую школу рядом с новостройкой!

В генплане, помимо прочего, есть «Схема объектов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, рекреации». Кроме того, по ссылке можно посмотреть, где и какие социальные объекты в городе запланированы к строительству и на какой стадии это самое строительство находится. При этом, строго говоря, застройщиком школ и садиков является город, финансируя за счет местного бюджета строительство объектов, а та или иная компания выполняет лишь роль подрядчика.

Где, когда и какой строить социальный объект в городе — определяется муниципальной властью.

Для этого необходимо:

  • выделить земельный участок из муниципальной земли;
  • найти в бюджете деньги на строительство — возведение школы обходится примерно в 1-1,5 млрд рублей;
  • выбрать того, кто школу построит — администрация объявляет тендер, на который заявляются застройщики: тот, кто предложит меньшую цену, заключает контракт на строительство.

Сам по себе застройщик не имеет права заниматься строительством школ — просто потому что у него, очевидно, не может быть муниципальной земли в собственности. Но он может заявиться на тендер, объявленный мэрией, и стать официальным подрядчиком на строительстве.

Для примера можно взять новый красноярский микрорайон Нанжуль-Солнечный. Там городом было заранее запланировано строительство школы и двух детских садов, поскольку микрорайон возводился в чистом поле и нуждался в инфраструктуре.

Местные дома строила компания «Сибиряк», и она же выиграла тендер на строительство школы. Так было удобнее для всех — раз компания и так пригнала строительную технику и привезла рабочих, почему бы ей же и не заняться социальной инфраструктурой?

Поскольку бюджет города не бесконечный, в возведении объектов социальной инфраструктуры хорошо помогают нацпроекты — в этом случае деньги выделяются не из муниципального, а из краевого или федерального бюджетов. Детские сады могут строить в рамках нацпроекта «Демография», а школы — в рамках нацпроекта «Образование».

А нельзя как-то ускорить процесс появления новых школ?

Не так давно в Красноярске такой способ появился: город и застройщик могут обменяться друг с другом земельными участками. Застройщик получит землю из муниципальной собственности, а город — возьмет для строительства школы участок там, где она нужна жителям.

Как-либо по-другому город получить землю не может: изымать её из частной собственности можно только под строительство дорог и линий электропередач.

Например, в микрорайоне «Образцово» этой осенью как раз произошла мена земельных участков. Для обмена потребовалось уладить множество нюансов. И теперь в 2023 году начнется возведение школы на 1280 учеников по типовому проекту — последний уже успел пройти госэкпертизу и получил одобрение в министерстве строительства.

«В Красноярске такой механизм применяли впервые, его реализация осложнялась рядом правовых и экономических нюансов. В сентябре сделка вышла на финишную прямую: с собственником двух участков в ЖК „Образцово“ — компанией ООО „Кредитстрой“ — был подписан договор. Вместо них компания получила равнозначные земельные участки в других районах города», — рассказали в пресс-службе мэрии.

Оцените статью
6соток.ру
Добавить комментарий